Словарь терминов (а вдруг пригодится :) )
Словарь терминов
Акант, аканф (от фр. acanthe, др.-греч. akantha — колючее растение) — 1) род травянистых растений сем. Акантовых (иначе — «медвежья лапа») с большими резными листьями; произрастает в тропиках и субтропиках Евразии и Африки, некоторые виды разводят как декоративные и севернее; 2) архитектурное украшение в форме стилизованных листьев и стеблей этого растения; встречается в орнаментах, на капителях колонн.
Акцент (от лат. accentus — ударение,повышение голоса), в изобразительном искусстве — подчеркивание, выделение какого-нибудь объекта или детали изображения, на которые зрителю следует обратить особое внимание, с помощьюцвета, света, линии или расположения.
Анфас (от фр. en face — напротив,в лицо) — лицом к смотрящему; вид лица, предмета прямо, спереди.
Барельеф (от фр. bas-relief, букв. — низкий рельеф) — скульптурное изображение или орнамент, выступающий над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Распространенный вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий, а также постаментов памятников.
Барокко (от итальян. barocco — вычурный, причудливый) — название стиля, происходящее отхарактерного мотива раковины. Стиль в европейском искусстве, пришедший в кон. ХVI в. на смену стилю эпохи Возрождения (см. Ренессанс) и развивавшийся до сер. ХVIII в. Б. отличался декоративной пышностью, вычурностью, контрастами света и тени, динамическими, сложными формами. В 1-й пол. ХVIII в. на основе Б. сложился стиль рококо.
Белье — деревянные заготовки (шкатулки, вазы, яйца,матрешки и пр.), подготовленные к росписи или резьбе. Так же называются фарфоровые и фаянсовые формы под роспись.
Ваяние — так древние славяне называли скульптуру. В узком смысле — это высекание, вырезание скульптуры из твердого материала.
Видение художественное — умение художника до начала работы представлять себе в общих чертах ее результат с учетом возможностей, заложенных в материале. В. х. определяет построение композиции, выбор размера, формата будущего произведения, материал, технику или технологию исполнения, приемы работы.
Восприятие зрительное — процесс отражения предметов и явлений во всем многообразии их свойств, влияющих на органы зрения; сопровождается ассоциативными чувствами, эстетическими переживаниями, которые связаны с личным опытом зрителя.
Гармония (от греч. harmonia — единство, стройность, соразмерность), в изобразительном искусстве — пропорциональность и взаимосвязь частей изображения, согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения, а также соответствие художественных средств содержанию произведения. Г. благоприятно влияет на зрительное восприятие.
Горельеф (от фр. haut-relief, букв. — высокий рельеф) — скульптурное изображение или орнамент, выступающий над плоскостью более чем на половину своего объема, иногда лишь прикасаясь к фону или отделяясь от него в деталях. Часто используется в качестве архитектурного декора.
Готика, готический стиль (от итал. gotico — готский; название по германскому племени готов, участвовавшему в этногенезе ряда европейских народов) — художественный, в основном архитектурный, стиль, развившийся первоначально (в сер ХII в.) в Северо-Зап. Франции и в ХV-ХVI вв. распространившийся по Зап. Европе. Характеризуется вертикальными линиями высоких колонн и штилей, большой высотой интерьеров, стрельчатыми арками, крестовыми сводами. В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми эмоциями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, богатству переживаний.
В ХV-ХVI вв. на смену Г. пришло искусство Ренессанса.
Градация (от лат. gradatio — постепенное повышение) — постепенность в увеличении или уменьшении какого-либо качества в изобразительном искусстве: насыщенности цвета, яркости света, изменения тона, углубления или выступления рельефной поверхности и т.п.
Декоративность (от фр. decorer — украшать, отделывать, оформлять) — сочетание художественных свойств, усиливающее эмоциональную выразительность произведения, выделяющее его из окружающей среды особой нарядностью. Художественные приемы, придающие произведению Д., разнообразны и специфичны для каждого вида искусства. Важную роль играют орнаменты, акцентированность ритмического начала, упрощение формы, гармоничность цвета, подчеркивание выигрышных сторон материала и т.д.
Детализация (от фр. detail — подробность) — усиление значения множества мелочей и подробностей путем тщательной их проработки. В зависимости от замысла художника, степень Д. может быть разной.
Динамика (от греч. dynamis — сила), в изобразительном искусстве — различается внешняя и внутренняя. При внешней Д. изображаются движения объектов,их физические действия иперемещение. Внутренняя Д. — динамичность объектов изображения,напряженность композиции, достигаемые расположением предметов, манерой исполнения художника, контрастностью, четкостью линий и другими приемами.
Идея (от греч. idea — внешний вид, образ), в изобразительном искусстве — основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй.
Изображение — 1) воссоздание действительности в художественных образах. В изобразительном искусстве является основой художественного образа; 2) то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительные искусства — к ним относится живопись, декоративно-прикладное искусство, графика, скульптура, архитектура. Они отражают действительность в зрительных, наглядных образах. Также их называют пространственными видами искусства. Они, в отличие от временных искусств (музыки,кино, театра),где объект существует во времени и как-то может изменяться, воссоздают видимые, статичные формы в определенный, конкретный момент. При достаточном мастерстве художнику удается показать,что произошло раньше изображенного момента и что за ним последует. Каждый вид И. и. имеет собственные, присущие только ему,художественные средства.
Интерьер (от фр. interieur — внутренний) — 1) в архитектуре: внутреннее пространство здания или отдельного помещения со всеми его элементами (мебелью, отделкой, росписями, тканями и пр.); 2) изображение внутреннего пространства помещения в живописи и графике.
Калькирование (от фр. calque — копия, подражание) — перевод изображения, рисунка, чертежа путем обведения его контура по наложенной сверху кальке или другой прозрачной бумаге.
Канон (от греч. kanon — правило,предписание) — свод положений, имеющих догматический характер. В изобразительном искусстве: система стилистических и иконографических норм, господствующих в искусстве какого-либо периода или направления.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в западноевропейском искусстве ХVII — нач. ХIХ вв. и в русском искусстве ХVIII — нач. ХIХ вв., обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания и опиравшийся на традиции высокого Возрождения. Искусство К. отражало идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых законах разума. Конфликты идеала и реальности, чувства и разума, личности и общества свидетельствуют о сложности и внутренней напряженности искусства. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Контраст (от фр. contraste — резкое различие) — ярко выраженное противопоставление. В изобразительном искусстве — одно из важных художественных средств, которое заключается в противоположении и взаимном усилении двух соотносящихся качеств, свойств, особенностей. От умелого применения К. зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов.
Контур (от фр. contour — силуэт, абрис) — очертание предмета,фигуры. В технике рисования так называют совокупность линий, обозначающих важнейшие (часто только внешние) очертания изображения.
Набросок, в изобразительном искусстве — рисунок,живопись или скульптура небольшихразмеров,бегло и быстро сделанные художником. В зависимости от цели, задач,условий выполняется самыми различными способами и материалами. Главное назначение Н. — быстрая, краткая фиксация отдельных наблюдений художника в ходе работы. Может быть выполнен не только с натуры,но и по памяти. Н. композиционного типа обычно называется эскизом.
Натура (от лат. natura — природа, мир), в изобразительном искусстве — реальные объекты (человек, предметы, ландшафт и т.п.), которые художник наблюдает в момент их изображения. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто портреты, пейзажи, натюрморты. В выборе Н. и ее интерпретации проявляется мироощущение художника, его творческая задача. Источником творчества является также воображение, которое, впрочем, тоже не свободно от использования элементов объектов натуры.
Образ — 1) художественный — наглядное выражение идеи при помощи средств искусства. Для создания О. художник выявляет и отбирает наиболее существенные стороны изображаемой натуры. Процесс создания О. носит объективный или субъективный, сознательный или интуитивный характер в зависимости от индивидуальности художника; 2) в христианском православном искусстве — название иконы.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение, знак отличия) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Панно (от фр. panneau — плита, панель, щит) — 1) часть стены, потолка, обрамленная лепниной, орнаментом и украшенная живописным или скульптурным изображением; 2) картина или рельеф, предназначенный для украшения участка стены или потолка.
Перспектива (от лат. perspicio — смотретьсквозь, проникать взором) — система изображения на плоскости предметов в соответствии с кажущимися изменениями их форм, размеров и окраски на расстоянии.
Пластика (от греч. plastike — ваяние) — 1) то же, что ваяние, скульптура, в узком смысле — лепка скульптуры из пластичных, вязких материалов: глины, воска, пластилина; 2) П. также называют технику работы в этих материалах; 3) скульптурное произведение; различаются объемная пластика (фигуры можно потрогать руками со всех сторон) и рельеф, где только одна плоскость является выпуклой; 4) пластичность, выразительность объемной формы; в широком смысле — эмоциональная художественная выразительность, гармония, изящество.
Произведение — выполненный в соответствующей художественной форме и материале замысел художника, скульптора, графика или художника-прикладника.
Пропорции (от лат. proportio — соотношение), в изобразительном искусстве и архитектуре — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу по величине и всему произведению в целом.
Профиль (от фр. profil — контур, сечение) — 1) вид лица или предмета сбоку; 2) в архитектуре: разрез (обычно вертикальный) какого-либо предмета или поверхности, например, П. детали, постройки.
Ракурс (от фр. raccourcir — укорачивать), в живописи, графике и рельефе — изображение фигуры или предмета в перспективе, с сокращением удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета. Р. обусловлен необычной точкой зрения на объект (вид сверху, снизу, с очень близкого расстояния и т.п.).
Раппорт (от фр. rapporter — приносить обратно) — повторяющаяся часть рисунка или орнаментального мотива на ткани, ковре или в резьбе. По принципу Р. строится узор орнамента.
Рельеф (от фр. relief — выпуклость, объемность) — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или глубинным) по отношению к плоскости фона. По глубине проработки выделяют горельеф, барельеф и углубленный Р., в котором изображение врезано в глубину плоскости ниже ее поверхности.
Ренессанс (от фр. renaissance — возрождение,новый расцвет) — Возрождение, этот период в развитии культуры получил свое название в связи с необычайным усилением интереса к античному искусству. Эстетический идеал периода Р., который охватывает ХIV-ХVI вв. в Италии, ХV-ХVI вв. в других странах Европы, складывался на основе нового прогрессивного мировоззрения — гуманизма, положившего конец мрачномусредневековью. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью. В период Р. были созданы замечательные образцы реалистического искусства; 2) архитектурный стиль того времени, сменившийся готическим и воскрешающий принципы античной ордерной системы.
Ритм, ритмичность (от греч. rhythmos — упорядоченность), в изобразительном искусстве — последовательное чередование тех или иных композиционных элементов произведения.Соразмерность,пропорциональность частей, определяющая слаженность, стройность целого. Р. проявляется в чередовании или сопоставлении любых элементов композиции: через контрасты, акценты, соответствия фигур, групп, предметов, линий, движений,светотеней и пр.
Светотень — сочетание света и тени на поверхности предмета, градации светлого и темного, помогающие выявлению формы и среды. Одно из средств композиционного построения. Благодаря С. лучше воспринимаются объем, пластические особенности натуры. В произведениях искусства передается при помощи тональных отношений; имеет градации: свет, тень, полутень, рефлексы, блики.
Символизм (от фр. symbolisme — система символов) — течение, возникшее в 1890-е гг. во французском искусстве на основе мистического учения о двух мирах — реальном и непостижимом. Направление в европейском и русском искусстве кон. ХIХ — нач. ХХ вв., сосредоточенное на художественном выражении в виде символов интуитивно постигаемых тайн бытия и сознания, смутных или изощренных чувств и видений; С. проповедовал аполитизм, «искусство ради искусства», мистицизм, индивидуализм.
Симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) — один из способов построения гармонической композиции. При С. однородные элементы, детали располагаются в определенной закономерности: параллельно друг другу, на равном расстоянии от любой точки, являющейся центром по отношению к ним. Композиции подобного рода усиливают декоративность произведения,при этом часто делая его безынтересным,скучным,невыразительным.
Скульптура (от лат. sculptura — ваяние, резьба) — 1) вид искусства; создание объемных (трехмерных) изображений из металла, камня, глины, дерева, гипса и др. материалов при помощи ковки, литья, чеканки, высекания, лепки, резьбы и др. методов обработки; различают круглую С. (статуя, группа, статуэтка, бюст), которую можно осмотреть с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона); 2) сами произведения этого вида искусства; 3) совокупность таких произведений данного автора, страны, эпохи.
Фон (от фр. fond — дно,глубина), в изобразительном искусстве — часть поверхности произведения, находящаяся за объектом, задний план изображения. Служит средством выделения элементов композиции,рисунка, акцентирует на них внимание. Может быть как свободным, ничем не заполненным, так и включающим какие-то предметы или детали изображения.
Форма (от лат. forma — вид, образ) — 1) сумма художественных средств, используемых для создания образа в произведении; 2) внешний вид, объемно-пластические особенности предмета: объем, конструкция, пропорции.