ИСТОРИЯ МЕБЕЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ДО XX в.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ДО XX в.

Описание стилей мебели, как правило, начинают с барокко. Вероятно потому, что образцы мебели предыдущих эпох весьма скудны. С древних времен и средневековья почти не сохранилось подлинной мебели. В отличие от архитектуры мебель изнашивалась, больше страдала при пожарах, наводнениях. Музейные коллекции мебели в большей степени отражают быт привилегированных сословий более поздних периодов. В известной степени ученым помогают восстановить картины быта древних людей примитивная мебель отсталых народов. Есть свидетельства, что свайные постройки папуасов Новой Гвинеи идентичны тем, какие строились в каменном веке на территории Швейцарии. Мы начнем с Египта, поскольку европейские стили мебели начались оттуда.

ЕГИПЕТ. Основные виды мебели в привычном для нас понимании появились впервые в Древнем Египте — и столы, и стулья, и кровати, и шкафы и даже складные табуреты. Здесь не только появляются усложненные конструкции мебели — первый стул со спинкой, первая кровать, но и древнейшие попытки придать мебели функциональные формы, как, например, табурет с вогнутым для удобства сидением. Азы обработки и технологии древесины тоже были заложены в Египте. Отсюда пошли и основные стилистические приемы, узнаваемые в последующих стилях — мебельные ножки в виде звериных лап, элементы египетской орнаментики в древнеримской мебели, египетские мотивы в стиле ампир, возникшем во время египетских походов Наполеона.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. В отличие от египетских находок, дающих наглядное представление, образцы мебели Древней Греции обнаруживаются лишь на рельефных изображениях, рисунках на вазах и статуэткам. На прогресс технологии изготовления мебели повлияло появление рубанка. Греки изобрели более сложные соединения, гнули древесину с помощью пара. Появившийся обычай есть лежа стимулировал развитие новых разновидностей кушеток с поднятым изголовьем и скамеечкой. Ранняя форма тяжелого стула со временем заменяется, изящным стулом с серповидно изогнутыми ножками — клисмосом, популярным не только в античности, но и повторенный впоследствии в стиле ампир. Ножки мебели утончались, загибались или, как и в Египте, заканчивались звериными лапами, прямые ножки в форме колонн украшались сверху волютами — спиралевидными завитками. Мебель была цветной, резные и инкрустированные элементы ярко раскрашивались. Для греческой орнаментики характерны как растительные, так и геометрические элементы. Простота, гармония , благородные пропорции Греческой мебели оказали художественное влияние на формирование последующих стилевых форм, начиная с Древнего Рима.

ДРЕВНИЙ РИМ. Деревянная римская мебель, как и греческая, до нас не дошла. К счастью, нередко мебель делали из мрамора и бронзы. Раскопки жилых домов в Помпеях со знаменитой росписью стен — помпейскими фресками — дают представление о быте и обстановке жилищ. Римское искусство в IV-III в.в. до н. э. развивалось на основе этрусского наследия, созданного предшественниками римлян на территории Италии. В период расцвета Рима усиливается эллинское влияние, особенно после завоевания римлянами Древней Греции. При всем решающем влиянии эллинизма на искусство Древнего Рима, римская культура имела свой особый характер. Имперский дух требовал роскоши и помпезности. В орнаментах — листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты и хищники. Если звериные лапы у греков лишь «обували» мебельные ножки, римляне нередко ножку стола делали целиком в виде фигуры стилизованного животного — комбинированного из элементов льва, грифа, листьев акантуса, или сфинксов. Как и греки, римляне любили лежачий образ жизни, поэтому искусство удобного горизонтального расположения дошло у них до появления кроватей с мягкой обивкой и кресел-носилок для передвижения по городу. Обеденные столы часто были легкими и передвижными, а после трапезы нередко вовсе убирались. Были также массивные , богато украшенные столы с мраморными боковинами, которые ставились в атрии (прихожей) и символизировали домашний очаг. Эта форма стола впоследствии использовалась в эпоху итальянского ренессанса.

ВИЗАНТИЯ. При распаде римской империи в IV веке в ее восточной части возникло феодальное государство со столицей в Константинополе — Византия. Здесь римское искусство, впитавшее восточные традиции, дало рост новой культуре. Став центром нового декоративного искусства, Византия распространила свое влияние на Запад.

В архитектуре обилие фресок и скульптуры сменяются богатством красок, дробностью форм, мозаикой. Византийская мебель по стилистике также вначале шла вслед за римской, но позже стала более упрощенной и грубой, с обильным и вычурным декором. Не создав новых мебельных форм, византийский стиль с характерной декоративностью оказал, тем не менее, влияние на стили средневековья, в т.ч. романский. В орнаментике использовались христианские мотивы — монограмма Христа, голубь, рыба, барашек. Растительные мотивы сочетали символы различных культур — лавр, оливковые ветви, стилизации аканта и пальметты, вьющиеся растения и ленточные сплетения. Лучшие творения византийского стиля были найдены в Италии. Большое влияние культура Византии оказала на Россию и Балканские страны.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. История романского стиля насчитывает в Европе четыре столетия. Это обобщенное название первой интернациональной стилистики по-разному воплощенной и названной в культуре разных стран. Возникший во Франции под влиянием римской культуры, он распространился в Англии в X веке и назывался сначала англо-саксонским, а после норманского завоевания — соответственно норманским. Его северные модификации с изображениями краблей викингов и богатой резьбой причисляют к северному стилю.

Стиль, возникший на развалинах римской империи и названный по одному из составляющих его источников — римскому, наряду с античными впитал в себя византийские истоки, а также искусство германских и северных варваров.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Расцвет городов и ремесел феодального средневековья оказал влияние на искусство и культуру, в первую очередь, архитектуру. Громоздкие романские церкви, похожие на крепости уступают место устремленным вверх, динамичным готическим. Высокие башни, ажурные орнаменты, стрельчатые своды. Новые конструктивные возможности строительства дают возможность позволяют преодолеть тяжеловесность камня. В жилых домах богатых горожан дощатые полы, застилают коврами, стены облицовываются деревом или украшаются росписью и коврами, начинают остеклять окна толстым свинцовым стеклом, но занавесей пока еще нет, балочные конструкции потолков оставляют открытыми.

Появляются шкафы для посуды. Характерны шкафы, напоминающие по форме поставленные друг на друга сундуки. Готическая кровать либо встроена в стену, либо имеет балдахин или подобный шкафу каркас.

Готика в различных странах Европы отличается своеобразием, с наибольшими различиями в северных и южных вариациях. На севере Европы применяются резьба, ажурный орнамент. На юге — неглубокий резной орнамент с растительными элементами, листвой, завитками, окрашенными чаще всего в красный и зеленый цвета, известной под названием тирольской плотницкой готики.

РЕНЕССАНС. Архитектура ренессанса, зародившегося в Италии XVI века — времени отказа от средневековой аскезы и торжества жизни и красоты, подобно древнеримской, эклектична. Формальные элементы заимствуются из греко-римской культуры, возвращаются горизонтальные линии, вместо башен и шпилей появляется купол.

Интерьеры дворцов монументальны и великолепны. Дома флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью в античном духе. В отличие от средневековой, мебель ренессанса перестает тяготеть к стенам. Античные орнаменты ренессансная культура развивает и делает более утонченными. Вводятся новые декоративные элементы, в частности, гротески — причудливые композиции из растений, фигур животных и фантастических существ.

Развиваются и усложняются плотницкие техники. Широко распространяеется техника фанерования, применяется интарсия — деревянная инкрустация. Распространенные декоративные мотивы — вьющийся стебель, лист аканта, изображение музыкального инструмента, натюрморты, городские виды.

Разнообразится мебель для сидения — это и резной «стул Строцци» с узкой спинкой на трех наклонных ножках, и складное кресло икс-образной конструкции, в т.ч. «стул Савонароллы». Из традиционного итальянского сундука кассоне развивается предок дивана — касса-панка.

ИНДИЯ, ЯПОНИЯ, КИТАЙ.

Взаимодействие восточных и западных культур шло с древности. Искусство индусов складывалось под влиянием персидской культуры, восприняв от нее элементы греческих форм и мусульманской орнаментики. Приемы древнеиндийских резчиков мы встречаем в более поздние эпохи в Португалии и Голландии. Простая по форме, но богато декорированная, индийская мебель отражает восточное терпение и кропотливость. Техника лакирования декоративных изделий, интарсия из черного перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), ажурная резьба. Мебель для сидения — низкие табуреты, круглый стул без спинки с подушкой, лавки наподобие современной софы — неприхотлива настолько, что среди ее вариантов есть простая опора для рук и головы для человека в положении на корточках. В XIX веке индийская мебель была чрезвычайно популярна в Европе.

Китайское искусство в Европу вошло в XVII веке модой на китайскую лаковую мебель в Голландии и Англии. Китай — родина лаковой техники, здесь она была освоена еще в глубокой древности. Интарсия в Китае отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Здесь кроме цветной древесины, применялись слоновая кость, черепаховый панцирь, перламутр, рог, полудрагоценные камни и металл. Основной предмет мебели богатого китайца т.н. кан — подобие низкого дивана, сплетенного из лыка, окруженного с трех сторон спинками. Легкие небольшие бамбуковые предметы мебели с изящной отделкой с простыми прямолинейными формами — столы, стулья, подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, табуретов, устанавливаемых или друг на друга, или один в другой.

В XVIII веке, помимо увлечения китайским фарфором, большое влияние китайский стиль оказал на формирование рококо. Китайский стиль наиболее знаменитого мастера эпохи рококо, Томаса Чиппендейла, использовал сочетание прямоугольных форм с ажурными решетками, пагодаы и колокольчики, увенчивающие кабинеты и стеллажи, черные и золотые тона.

Бумажные обои, завезенные в Европу в эпоху рококо, также происходили из Китая.

Японский стиль в сегодняшнем интерьере — наиболее популярен среди этнических. Несомненно японское влияние в современных минималистских и пуристских стилистиках. В Европе японские изделия появились позже китайских — в XIX веке в эпоху историзма и эклектики. На всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение, навеянное японской культурой. Популярные японские мотивы — экзотические орнаменты, изображающих мифических птиц и зверей, цветущих побегов, металлические вставки в мебели. Ощутимо японское влияние и в стиле модерн.

Особая организация пространства, где практически отсутствуют предметы мебели — ниши, заменяющие встроенные шкафы, пустые небольшие помещения с потолками и стенами, обшитыми светлыми породами древесины — гармонична и соразмерна. Только знать и духовенство пользовались креслами, остальные и работали, и отдыхали практически на полу — писали на низких лаковых столиках, спали на циновках. Характерны изысканная простота и тщательность исполнения изделий, неправильные асимметричные комбинации и ритмичность повторения.

РАЗВИТЫЕ СТИЛИ

БАРОККО. Стиль барокко — от итальянского Barocco, то есть вычурный. Мебель, которая так пришлась по вкусу при дворе короля-солнца Людовика XIV, делалась преимущественно из ореха или из привозного цветного, в основном черного, дерева. Она была достаточно массивной и простой по форме, но зато богато украшена резьбой, инкрустирована

серебром, перламутром, медью, покрыта позолотой.

В эпоху барокко впервые появляются гарнитуры, которые состоят из

нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов. Тогда же стали делать комоды с выдвижными ящиками. Комод — от французского commode, что по-русски значит «удобный». Самым известным мебельщиком барокко считается Андре Шарль Буль. Выделяют даже особый стиль Буль. Это мебель черного дерева, украшенная накладками из бронзы, пластинками черепахового панциря, позолотой. В эпохе барокко принято выделять несколько подстилей: раннее барокко — стиль Людовика XIII (1610-1643); зрелое барокко — стиль Людовика XIV (1643-1715); стиль регентства — переходный этап между стилем Людовиков XIV и XV.

РОКОКО. В первой половине XVIII в. умами сибаритов завладевает новый стиль. Его считают завершением стиля барокко. Обстановка становится более изящной, преобладают нежные па цвета, а самих предметов становится больше. Значение придается удобству. Что касается декорирования, то поверхность предметов обрабатывается цветным украшается бронзовыми накладками используется меньше. Впервые интерьер воспринимают как целое, стремясь к гармоничному сочетанию декора стен, пола, потолка и мебели. В это время появляются такие предметы мебели, — секретер на высоких ножках с откидной доской для письма — и туалетный столик с зеркалом, множеством ящичков и потайных отделений. Рождаются новые формы мягкой канапе, шезлонг, бертер (глубокое кресло). Из мастеров эпохи рококо следует отметить Томаса Чиппендейла. Он много работал над формой мебели, экспериментировал стульями и креслами, изгибая спинки, украшая их ажурной резьбой и ставя на ножки в виде звериных лап. Стиль Чиппендейла — это сочетание классического рококо с готическими китайскими мотивами.

КЛАССИЦИЗМ. С середины XVIII века наступает эпоха классицизма. В моду входит античность, а la greque — греческому стилю. Обстановка становится более строгой и лаконичной: линии выпрямляются декорирование сводится к минимуму вый план выступает конструктивный принцип. Яркий представитель классицизма Шератон. Он почти полностью отказывается от кривых линий, избегает нефункциональных элементов. Но Шератон был больше теоретиком, чем практиком, и в основном увлекался созданием идеальных предметов мебели на бумаге. Классицизму присущи величественность и строгость, симметрия и равновесие частей. Мастера больше не стремятся подчеркнуть дороговизну мебели, а, напротив, стараются сделать так, чтобы она смотрелась скромнее. Зато активно используются зеркала. Их становится даже слишком много. Зеркала устанавливают между ножками мебели, на потолке, между окнами и т.д. — этим обстановке придается некоторая иллюзорность.

АМПИР (empire — «империя») — финальный этап классицизма, называют стилем Наполеона I, стремившегося окружить себя роскошью римских императоров. Как древнегреческий стиль, воспринятый римской империей, становится пышным и помпезным, так и классицизм, повторяя путь античного искусства, увядает в блеске и роскоши. мотивов Египетский поход Наполеона повлиял на декор ампира, сообщив ему, помимо египетских мотивов, еще и военные — изображение сфинксов, пирамид, оружия, факелов, лавровых венков.

Интерьеры торжественны и симметричны, полы настилаются паркетом, потолки окрашиваются в белый цвет., стены драпируются тканью, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком. В мебельные формы широко вводятся античные архитектурно-декоративные элементы — бронзовые рельефы, детали в виде колонн или статуй.

Мебель изготавливается из красного и черного дерева, в России популярна карельская береза. Преобладают полированные поверхности и золоченые детали. Инкрустация уступает место технике маркетри. Из мебельных мастеров эпохи особенно знаменита династия Жакобов.

Россия в истории европейского классицизма конца XVIII — начала XIX в.в. занимает особое место. Победа над Наполеном, застройка Петербурга, восстановление Москвы в стиле ампир. Характерна мебель, окрашенная в белый цвет с золоченой резьбой. Знамениты мебельные мастерские, основанные при усадьбах в Останкино и Архангельском.

БИДЕРМАЙЕР. В начале XIX века в Германии и Австрии параллельно с ампиром развивается более скромный Бидермайер — своего рода адаптация и переплавка дворцового, парадного стиля в бытовой, бюргерский.

Само слово, символизируя мещанина и обывателя, соответствует основному содержанию стиля — сентиментальной буржуазной любви к жилищу и вещам. Теперь превыше всего ценится практичность и дешевизна мебели. Она становится прочной и удобной, приобретает естественные формы и плавные линии. Архитектурные излишества уходят, мебель становится, прежде всего, утилитарной. Хотя красное дерево по-прежнему популярно, все чаще используются ясень, вишня, береза, клен. Жилой интерьер — простой и светлый с выдержанными пропорциями и уютными деталями — занавесками и обивкой с цветочным рисунком, акварелями, миниатюрами, колокольчиками, музыкальными часами и вышивками. Характерно использование многофункциональной, комбинированной мебели — раздвижных столов, стульев, трансформируемых в библиотечную лестницу. Учитывая, что стиль сложился относительно в недавнюю историческую эпоху, сохранилось довольно много подлинных предметов мебели.

ИСТОРИЗМ, ЭКЛЕКТИКА, НЕОСТИЛИ.

20-е, 30-е годы XIX века — начало периода подражательных стилей. Постампир-бидермайер сменился неорококо. Во Франции его называют стилем Луи-Филиппа, в Англии ему соответствует ранний викторианский стиль. Венские мастера от бидермайера перешли к неорококо с более затейливыми и декоративными формами, однако не менее комфортабельными. Параллельным поветрием была неоготика, особенно популярная в Англии и Германии в 40- 60-х г.г. В начале сороковых в стиле зрелого неорококо в Вене работает знаменитый мастер — Михаэл Тонет, положивший начало массовому производству гнутой мебели.

Интерьеры неорококо оформляются тяжелыми яркими драпировками, в комнатах царит полумрак, восточные мотивы, мягкие диваны, декоративные подушки и покрывала с мотивами рококо, повторяющимися и в рисунках позолоченных рам для картин и зеркал. Элементы рококо соединяются с элементами неоготики, изделия рокайльных форм имеют готический декор. В противоположность бидермайеру, отдававшему предпочтение светлым породам древесины, в эпоху эклектики и неостилей больше ценятся темный орех, палисандр, розовое дерево. Влияния разных стилей смешиваются и переплетаются, борясь и сменяя друг друга. Во второй трети века во Франции начинается новое модное поветрие — «второй ампир». Соединение различных исторических стилей получило название эклектики или историзма.

В Германии неоготику в 70-е годы сменяет так называемый древнегерманский стиль — напыщенный и тяжеловесный, получивший ироническое название «клоповый ренессанс». После 80-х снова входят в моду необарокко и неорококо. Венский художник Ганс Макарт ввел в моду «стилевой плюрализм», подразумевающий смешение стилей в оформлении одного помещения.

По мере развития промышленного производства стало меняться отношение к художественным формам. Специалисты видели в развитии техники угрозу искусству, критиковали «безвкусицу» и «уродство» неостилей, видя надежду в создании музеев и художественных школ.

Протестное отношение к эклектической моде нашло в становлении знаменитого художественного движения «Arts and crafts» («Искусства и ремесла») во главе с английским художником Уильямом Моррисом, создавшего предприятие под лозунгом борьбы за чистоту стиля и культуру интерьера.

И все же намерения и идеи расходятся с практическими возможностями. Машинное производство, оказывающее все большее влияние на мебельную промышленность, не в состоянии воспроизводить модную старину, а время новому стилю пока еще не пришло

Author: Роман Донцов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.