Орнамент

Орнамент как средство художественного выражения в искусстве. Произведения декоративно-прикладного искусства почти всегда сохраняют основные качества предметов практического назначения, т.е. несут, как правило, утилитарную нагрузку, и в тоже время являются художественными изделиями. С данных времен человек любил украшать свой дом, одежду, предметы быта. Орнамент широко распространен в творчестве народом мира.

Орнамент (от лат. Ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. И хотя орнамент определяется как «украшение», «узор», между этими понятиями есть принципиальная разница. Узором может называться рисунок, элементы которого расположены без какого-либо порядка. Но те же самые элементы, образующие узор, в другом случае будут звучать как элементы орнамента. И произойдет это до того, что эти элементы будут приведены в определенную систему.

Расположение частей орнамента должен всегда угадываться смысл, определяющийся изобразительным мотивом. Например, рисунок не будет звучать как орнамент, если поменять местами его элементы. В этом случае нарушится композиционное единство элементов и хаотично расположенные, они будут изображать отвлеченный узор.

Орнамент самостоятельно никогда не существует отдельно. Из множество видов орнаментов, встречающихся в декоротивно-приклодных произведениях, можно выделить несколько наиболее характерных.

Различают орнамент геометрический по характеру составляющих его элементов, которые могут включать квадраты, ромбы, круги, прямые и ломаные линии, точки, звезды; растительный орнамент, составленный из стилизованных мотивах ( ветки, лисья, цветы, плоды); зооморфный орнамент, в котором использованы стилизованные фигуры фантастических зверей и птиц или отдельные части их фигур; гротескный орнамен, построенный на сочетании фантастических элементов с растительными формами; геральдический орнамент, использующий гербы, отличительные знаки, эмблем, атрибуты искусства.

Орнамент не только украшает изделия, но и подчеркивает и его форму, конструктивные линии, придает ему выразительность. Все мотивы, используемые для украшения изделия в и той или иной степени подвержены стилизации. Цель стилизации – сделать используемый мотив более понятным. Выделить характерные черты декорируемого образа.

В зависимости от местоположения на предмете орнамент делят на три вида: 1) вписанный в круг – розетты; 2) ленточный (который, как бы лентой украшает край предмета); 3) сетчатый (заполняет, как правило, всю поверхность предмета).

Орнаменты, как правило, характеризуются теми признаками, которые наделила их каждая историческая эпоха. По орнаменту можно узнать время и страну, где родилось то или иное произведение искусства. Например, в древней Греции одним из основных элементов геометрического орнамента был меандр – ломанные под прямым углом линии. Для древнеегипетского орнамента обязательны цвет лотоса, папируса.

В декоративных целях в орнаментах использовали анималистические мотивы. Изображение льва как символ власти силы встречается и в искусстве Древнего Египта и в искусстве европейских стран. Стилизованные изображения быка характерны для искусства Древнего Востока; слона – для искусства Индии. Мотивы морской фауны находили отражения в прикладном искусстве Древней Греции и Древнего Рима, а в эпоху Возрождения – в искусстве Италии и Франции. Изображения насекомых были всегда популярны в орнаментах Древнего Египта. Часто орнаменты Древнего Египта содержали стилизованное изображения скарабея. В искусстве многих стран широко использовались изображения птиц. Это прежде всегоОрнамент как средство художественного выражения в искусстве. Произведения декоративно-прикладного искусства почти всегда сохраняют основные качества предметов практического назначения, т.е. несут, как правило, утилитарную нагрузку, и в тоже время являются художественными изделиями. С данных времен человек любил украшать свой дом, одежду, предметы быта. Орнамент широко распространен в творчестве народом мира.

Орнамент (от лат. Ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. И хотя орнамент определяется как «украшение», «узор», между этими понятиями есть принципиальная разница. Узором может называться рисунок, элементы которого расположены без какого-либо порядка. Но те же самые элементы, образующие узор, в другом случае будут звучать как элементы орнамента. И произойдет это до того, что эти элементы будут приведены в определенную систему.

Расположение частей орнамента должен всегда угадываться смысл, определяющийся изобразительным мотивом. Например, рисунок не будет звучать как орнамент, если поменять местами его элементы. В этом случае нарушится композиционное единство элементов и хаотично расположенные, они будут изображать отвлеченный узор.

Орнамент самостоятельно никогда не существует отдельно. Из множество видов орнаментов, встречающихся в декоротивно-приклодных произведениях, можно выделить несколько наиболее характерных.

Различают орнамент геометрический по характеру составляющих его элементов, которые могут включать квадраты, ромбы, круги, прямые и ломаные линии, точки, звезды; растительный орнамент, составленный из стилизованных мотивах ( ветки, лисья, цветы, плоды); зооморфный орнамент, в котором использованы стилизованные фигуры фантастических зверей и птиц или отдельные части их фигур; гротескный орнамен, построенный на сочетании фантастических элементов с растительными формами; геральдический орнамент, использующий гербы, отличительные знаки, эмблем, атрибуты искусства.

Орнамент не только украшает изделия, но и подчеркивает и его форму, конструктивные линии, придает ему выразительность. Все мотивы, используемые для украшения изделия в и той или иной степени подвержены стилизации. Цель стилизации – сделать используемый мотив более понятным. Выделить характерные черты декорируемого образа.

В зависимости от местоположения на предмете орнамент делят на три вида: 1) вписанный в круг – розетты; 2) ленточный (который, как бы лентой украшает край предмета); 3) сетчатый (заполняет, как правило, всю поверхность предмета).

Орнаменты, как правило, характеризуются теми признаками, которые наделила их каждая историческая эпоха. По орнаменту можно узнать время и страну, где родилось то или иное произведение искусства. Например, в древней Греции одним из основных элементов геометрического орнамента был меандр – ломанные под прямым углом линии. Для древнеегипетского орнамента обязательны цвет лотоса, папируса.

В декоративных целях в орнаментах использовали анималистические мотивы. Изображение льва как символ власти силы встречается и в искусстве Древнего Египта и в искусстве европейских стран. Стилизованные изображения быка характерны для искусства Древнего Востока; слона – для искусства Индии. Мотивы морской фауны находили отражения в прикладном искусстве Древней Греции и Древнего Рима, а в эпоху Возрождения – в искусстве Италии и Франции. Изображения насекомых были всегда популярны в орнаментах Древнего Египта. Часто орнаменты Древнего Египта содержали стилизованное изображения скарабея. В искусстве многих стран широко использовались изображен связано с их символическими значением: сокол – символ власти в Египте, орел – в Риме и Византии.

На предметы декоративно-прикладного характера художник никогда не помещал изображения животного мира без соответствующей переработки. Человек во многих произведениях также изображался стилизованно, иногда в виде простой схемы. Например, в древнерусском орнаменте искусно переплетаются фигурки людей, силуэты животных и птиц.

В орнаментах народов используются национальные мотивы, особенности растительного и животного мира. Изобразительные мотивы хлопка, хлебного колоса и воды образуют орнаменты республики Средней Азии. Из мира живой природы казахский народ перенес в свои орнаменты фигуры беркута, барана, верблюда, лошади.

Растительный и животный мир тайги переплетается в богатых орнаментах народностей севера. Стилизованные изображения оленей, птиц, рыб, лягушек, хвои, шишек и .д. встречаются на ярких ленточных узорах. Но иногда в качестве декоративных мотивов эвенки, якуты, нанайцы используются части тела животных: олени головы, копыта или рога, а народные мастера — уличи хитроумно вписывают в формы орнамента зооморфные элементы, сочетания их с растительными мотивами.

В период средневековья получили развитие армянский и грузинский. В орнаментах этих народов много общего. Для них характерны мотивы с включением виноградной лозы и кисти винограда, плодов граната и т.д.

Белорусскому орнаменту свойственны узоры, составленные из различных геометрических фигур.

Русский орнамент, достигший наибольшего расцвета в средневековый период (9-13 века), отличается большим разнообразием форм. Искусство орнамента на Руси возникло в самом начале у восточных славян, которые, заимствовав и переработав некоторые мотивы скифского, самнитского и других орнаментов, создали свою орнаментику. В орнаментике русского народа встречаются и геометрические, и растительные формы, изображения птиц, зверей, фантастических животных и стилизованных человеческих фигур. Русскому орнаменту, особенно в период средневековья, была присуща гротескная трактовка растительных мотивов, которая говорит о своеобразном представлении окружающего мира человеком, об одушевлении природы на определенном этапе его развития. В русском орнаменте, как и в орнаменте других народов, использовались образы, олицетворяющие различные силы природы. Часто в орнаменте русского декоративно-прикладного творчества можно встретить символическое изображение солнца, матери-земли. Дерева жизни.

Можно заметить, что народные художники особенно любят отображать в орнаменте элементы цветов, цветущих и плодоносящих растений. Это легко заметить на примерах русских народных орнаментов. Очень богат цветочными элементами хохломской орнамент. Характерным элементом росписи Хохломы считают травку. Но кроме этого, мастеров росписи привлекают мотивы спелых колосьев, веток, гроздей винограда и экзотических цветов. В городецком орнаменте встречаются в основном растительные мотивы.

Поделится в:

Добавить комментарий