Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба – это древний народный художественный промысел, формирование которого происходило с конца девятнадцатого столетия близ подмосковной усадьбы Абрамцево.

 

Абрамцево-кудринские изделия изготавливают с использованием древесины липы, березы. Контур рисунка и постепенная доводка изображения производятся при помощи несложного инструмента мастера-резчика: стамесок, резцов, напильников. Характерными особенностями абрамцево-кудринской резьбы принято считать плоский рельеф, целиком закрывающий фон, мягкую гамму оттенков.

Все предметы, выполненные с абрамцево-кудринской резьбой, — шкатулки, ковшики, солонки, бочата, вазы и декоративные блюда – обладают разнообразием тонировки, благодаря которой мастеру удается подчеркнуть природную красоту натуральной древесины. Основу растительного узора составляют образцы резных крестьянских изделий и бытового декора, а также орнаментальные заставки из старопечатных книг.

На нашем сайте Вы найдете интересные факты из истории ремесла, узнаете о том, кто основал абрамцево-кудринскую резьбу, кто стоял у истоков народного художественного промысла. Кроме того, Вы ознакомитесь с перечнем услуг, которые готовы оказать наши мастера-резчики по дереву. Если Вам необходимо осуществить заказ на изготовление или реставрацию абрамцево-кудринских изделий, Вы можете позвонить нам по телефону, представленному в разделе «Купить изделия с резьбой по дереву». Мы приглашаем к сотрудничеству тех, кто занимается изготовлением декоративных блюд и других предметов быта с абрамцево-кудринской резьбой.

Организаторами мастерской особый акцент делался на учебной деятельности, культивации и поддержании творческого настроя среди учащихся. Параллельно с обучением навыкам резьбы в мастерской преподавали технику рисунка, основы живописи. По окончании обучения в мастерской ученики получали инструменты в подарок, чтобы они могли организовать свое ремесленное дело.

Позднее в кудринской мастерской начал формироваться стиль орнаментальной резьбы, найдены непревзойденные сочетания геометрической и плоскорельефной резьбы, а также начали закладываться оптимальные принципы применения резного декора в предметах бытового назначения.

 

 

Богородская резьба

Существует предположение, что появление богородской деревянной игрушки тесно связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Искусные мастера из поколения в поколение передавали секреты выполнения богородской резьбы по дереву, тем самым они совершенствовали свое творчество и сумели донести до современного ребенка занимательную чудо-игрушку, которая несет эстетическую и педагогическую ценность.

Вручную вырезанные из мягкого дерева фигурки зачастую не окрашиваются – лишь изредка мастера считают необходимым выполнить роспись на тех или иных деталях изделий. Игрушки, которые хранят природный цвет натурального дерева, его тепло, безупречно подходят даже для самых маленьких. Особенный интерес у детей богородская деревянная игрушка вызывает потому, что отдельные части предмета снабжены механизмом, приводящим игрушку в подвижное состояние.

Немаловажной особенностью богородских деревянных игрушек является то, что в них широкое отражение нашел животный мир. Образы медведей, зайцев, белок, курочек передаются мастерами выразительно, тонко. Благодаря этому изделия с богородской резьбой по дереву пользуются большой популярностью и способны оказывать эмоциональное и эстетическое воздействие на взрослых и детей.

Данный сайт разработан специально для тех, кто любит и уважает творчество народных ремесленников – мастеров богородской резьбы. Если Вы желаете узнать много новых и интересных фактов из истории и современности промысла, будем рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта. Вы сможете выбрать и заказать богородские резные игрушки, а также оставить заявки на реставрацию изделий.


Народный промысел богородской резьбы по дереву существует в деревне Богородское (в настоящее время – деревня Загорское Московской области) приблизительно с 15-17 веков, история богородской игрушки начинается тогда же. Существует версия, что основателями богородской резьбы стали крепостные Сергиево-Троицкого монастыря из Богородского (ныне – Сергиева Посада).

Богородская деревянная игрушка полюбилась не только крестьянским детям. Даже русские царевичи с удовольствием играли с резными фигурками. Примечательно, что мастера вырезали игрушки, воплощавшие представителей различных слоев населения: мастеровых, помещиков, чиновников, гусаров, дам. Фигурки эти изображались в действии. В истории богородской игрушки, упоминается, что только в 19 веке мастера начали производить не только фигурки, но и композиции — «Тройка», «Чаепитие» и другие.

Начало двадцатого века можно считать знаковым моментом для ремесла, так как именно в тот период, в 1923 году, мастера объединились в артель «Богородский резчик», которая позднее (в 1960 году) была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы

Нашу продукцию – изделия с богородской резьбой – отличает ряд особенностей. Во-первых, характерно использование преимущественно мягкой древесины – осины, ольхи, липы – в качестве материала для игрушек. Во-вторых, как и в древние времена, мы зачастую выполняем «маховую резьбу» — резьбу без предварительных эскизов. В-третьих, для богородских изделий свойственно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Четвертая особенность богородской резьбы: техника резьбы из трехгранника.

Примечательно и то, что изделия с богородской резьбой почти никогда не окрашиваются. Безусловно, интересно и то, что для игрушек характерна движущаяся конструкция. Наши мастера и сегодня производят фигурки, изображающие кузнецов, пряху, пляшущего мужичка.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2)животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла. Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.

Поделится в:

Добавить комментарий